Ингушей верования. Ингуши (один из народов Сев. Кавказа) (215,1 тыс. чел. — 1989) исповедуют суннитский ислам (см Суннизм) шафиитского толка. Раньше ислама (с 12 в.) с территории соседней Грузии в Ингушетию стало проникать православие. В горной Ингушетии сохранились остатки храмов, где находят предметы христианского культа. Однако христианизация ингушей была поверхностной, широко сохранялись древние верования. Языческий пантеон включал в себя общевайнахских богов (Дяла, Села, Тушоли и т. д.), божества отдельных общин, селений и родственных групп. Особо популярен был культ Мяцила — божества урожая; на вершине Столовой горы ежегодно летом вплоть до 1920-х годов ему приносились жертвы. Живучесть древних верований объясняется поздним проникновением ислама (из соседней Чечни, в 16—18 вв.). Окончательно ислам утвердился лишь к середине 19 века. По причине слабой исламизации основная масса ингушей тогда не последовала за Шамилем; суфизм (см. Суфизм в России) среди них распространился в 1860-е годы в форме "зикризма" — как в горах, так и на плоскогорье. После вхождения Ингушетии в состав России благодаря либеральной религиозной политике властей ислам продолжал укрепляться, постепенно вытесняя домусульманские традиции. В годы советской власти произошел лишь внешний отход ингушей от религии: основная их масса осталась верующими. Во время депортации религиозные верования ингушей сохранились во многом благодаря тесному сплочению вокруг духовных авторитетов. К началу 80-х годов в Ингушетии почти не осталось мечетей, но подпольно действовали десятки молельных домов. С конца 1980-х годов идет возрождение исламских традиций. В 1993 году в Назрани создано Духовное управление мусульман Ингушетии. Открыто действуют общины братства кадирия. Празднуются главные мусульманские праздники, традиционно отмечается день рождения Пророка — мавлид. Сохраняются элементы доисламских представлений. В демонологии преобладают мусульманские духи — джинны (жин). Считается, что именно они насылают на людей болезни; с ними боролись колдуны и знахари, теперь это делают муллы с помощью молитв и амулетов. Почитаются святые места, обычно могилы суфийских шейхов.
А. А. Ярлыкапов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 115-116.