Западно-сибирский ненец.
Рисунок Г.-Ф. Паули.
Из альбома "Народы России", 1862 г.
Численность ненцев — 34 665 человек; живут в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах. Для традиционной культуры ненцев характерны ранние формы религий: одухотворение природы (солнце, ветер, пурга, радуга и др.), анимизм, культ гор и камней, святых мест, промысловый культ, пережитки тотемизма, культ предков — покровителей семьи, рода, отдельных территорий, шаманизм. Относящиеся к ним верования и обряды еще в середине 20 века были широко распространены. Сейчас население городов и крупных поселков не придерживается религиозных традиций, хотя и помнит о них. Промысловое, особенно оленеводческое население исполняет мн. из обрядов. Сохраняются похоронные обряды.
Согласно мифологии ненцев, вселенная состоит из земли, созданной гагарой и горностаем, 7(3) небес над ней и 7 земель (слоев льда) под ней. Верховные духи — Нум (добрый), Нга (злой), жена Нума, хозяйка земли, покровительница рожениц Я'мюня, Я'небя. Жертвоприношения изображениям духов-покровителей и духов-предков, духам-хозяевам воды, реки, озер, леса, отдельных территорий бывают как кровавые (олени для Нума, часто белой, для Нга — темной масти, последнему — и собаки), так и бескровные (деньги, хлеб, вино, сукно). Изображения духов-предков (сядэев) периодически кормили, передавали по наследству. Понятия о душе связаны у ненцев с жизненной силой, тенью, сердцем, умом. После смерти человека делали его деревянное изображение, которое хранили и кормили.
Шаманы (тадебя) были трех категорий: выдутана общались с духами неба, яназы тадебя — с духами земли, самбана — с духами подземного мира (см. также Народов Сибири религиозные верования).
3. П. Соколова
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 292-293.