Ассамцы, ассамийа, или ахомийа (самоназвание), народ в Индии, основное население штата Ассам. Численность в Индии 14,55 млн. человек. 220 тыс. человек живут также в Бутане; общая численность 14,77 млн. человек. Говорят на ассамском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, имеющем восточный и западный говоры. Письменность — ассамский слоговой алфавит, восходящий к древнеиндийскому письму брахми. Верующие — индуисты.
В западной части этнической территории ассамцев в середине 1-го тысячелетия до нашей эры существовало раннегосударственное объединение Прагджьотиша. Местное население составляли народы радха, камарупа, говорившие на индоевропейских языках. В середине 1-го тысячелетия нашей эры здесь существовало государство Камарупа, в XIII веке оно было захвачено ахомами — монголоидным тайским народом, выходцами из Мьянмы, основавшими собственное государство. Ахомы восприняли язык, религию (индуизм) и более высокую культуру местного населения и были ассимилированы им, но дали своё имя сложившейся ассамской народности.
Основное занятие ассамцев — пашенное земледелие (главным образом заливной рис, а также просо, кукуруза, бобовые, арахис, кунжут, бананы, манговые деревья, из технических культур — джут, на нижних склонах гор — хлопок и табак). Всемирно известен ассамский чай, выращиваемый на плантациях (работают в основном выходцы из других штатов). Разводят преимущественно рабочий скот (буйволы, быки). Развито производство особых нетутовых сортов шёлка, созданы специальные фермы по разведению шелкового червя. Другой промысел — ткачество, которым занимаются почти в каждой семье. Развиты также плетение, гончарство, ювелирное дело, резьба по слоновой кости.
Основная масса ассамцев живёт в деревнях. Крестьянская усадьба включает 3—4 строения (жилой дом, загон для скота, амбар, у более зажиточных — отдельная кухня). Дома строят на невысоком глиняном фундаменте, вблизи рек — на сваях; каркас дома обычно из бамбука, стены обмазаны глиной, пол земляной, крыша из травы.
Женщины носят длинную юбку и цветную кофту, поверх повязывают шаль, мужчины — дхоти или брюки и рубаху навыпуск. В жару надевают широкополые шляпы, сплетённые из полос расщеплённого бамбука.
Главная пища — рис с пряностями, овощами, рыбой. Едят также мясо коз и домашней птицы.
Деление на касты менее жёсткое, чем у большинства других индуистов. Чаще случаи межкастовых браков. Практически нет неприкасаемых каст. Сохраняются неразделённые семьи с общим хозяйством. В прошлом преобладающей системой землевладения была райотвари, характерно обезземеливание крестьянских масс.
Издавна среди ассамцев получил развитие шиваизм, популярен также культ женского начала — шактизм. Широкой известностью пользуется храм богини Камакхья близ города Гаухати (Гувахати). С XV века получил развитие вишнуизм (движение бхакти). Богат танцевальный и песенный фольклор, в частности танцы, посвящённые богу Кришне. Глубокие корни имеют народные праздники (биху), например Магх биху — ассамский Новый год (январь), Бохаг биху и др. Профессиональная литература на ассами начала развиваться с XIV века, большую роль в её развитии играла вишнуитская реформация XV—XVI веков.
С. А. Маретина
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 60-61.