Телеуты (ЭС, 2009)

ТЕЛЕУТЫ, народ в Сибири (…), живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Российской Федерации — 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице.

Предки телеутов — тюркские племена теле жили в Центральной Азии, впервые упоминаются в источниках в 1601 году. В 17 веке их называли «белыми калмыками», они входили в улус кочевников Верхнего Приобья. В начале 18 века большая их часть была увлечена в Джунгарию. В 19 — начале 20 века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы телеутов. Они отличались особенностями родового состава, диалектами, а также уровнем хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с 17 века стало развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) телеуты перешли к сложным сохам. На севере Горного Алтая телеуты разводили табуны лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней телеуты метили тавром (меткой типа тамги).

Традиционным промыслом была охота: верхом — на зайцев, лисиц, волков и на лыжах — на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков — кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство и пасечное пчеловодство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремесел развитие получили обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.

Характерными типами жилища в начале 20 века были аланчык — наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части. В отличие от женской традиционная мужская одежда к 20 веку вышла из употребления, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная обувь бытовали вплоть до 1960-х годов. Женщины носили шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке. В праздники надевали шелковые халаты, стеганые халаты и шубы. Женские украшения — накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), тъоргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала, перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца, пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитки и продукты из молока — айран, чегень, аракы (молочная водка), сыры, варенец, сметана.

До вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Улусы 17—18 веков представляли собой объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту — лучшие люди), отличавшиеся от других категорий населения.

Традиционная религия телеутов — шаманизм на анимистической основе. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени). В приобщении телеутов к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце 19 века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале 20 века появилась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы. Среди национальных обычаев характерны две формы брака — по сговору (сватовство) и через умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х годов практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10—12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), сговор (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне — молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд во второй половине 19 — начале 20 века уже соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти. С конца 19 века в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные ритуалы телеуты приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины 20 века.Одним из характерных жанров фольклора является героический эпос (сказания «Алтай Куучун», «Козийка и Баян-Слу»), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс. Распространены также исторические предания и песни времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России.

Энциклопедический словарь. М., 2009.

Этнос: