Томская о. [Россия]

Субъект Российской Федерации Томская область (Сибирский административный округ), столица г. Томск.

+ + +

Томская область расположена в пределах 56— 61° северной широты и 75 —  89° восточной долготы. Ее протяженность с севера на юг — 600 км, с запада на восток — 780 км. Расстояние по реке Обь между крайними пунктами области на севере (пристань Соснино) и на юге (пристань Батурине) равно 1065 км. Площадь Томской области (ТО) - 314,4 тыс. км2, что превышает площадь таких государств, как Италия (301,2 тыс. км2), Польша (311,7 тыс. км2), Великобритания (244,1 тыс. км2) и др. Она расположена на крайнем юго-востоке Западно-Сибирской равнины (ЗСР). На севере регион граничит с Тюменской областью, на западе — с Омской, на юге - с Новосибирской и Кемеровской областями, на востоке — с Красноярским краем.

Область находится в бассейне р. Обь и характеризуется разнообразием природных условий. Около 86 % ее территории относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к этим районам - 13 территорий, в том числе 3 города (Кедровый, Стрежевой, Колпашево) и десять районов — Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский, Чаинский (рис. 6.1.1). На этих территориях на 01.01.2015 г. проживает около 18,3 % населения ТО.

Административно-территориальное устройство. Территория Томской области ранее входила в раз-личные административно-территориальные единицы, менялась и ее внутренняя структура, отметим лишь три важных момента. В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний, Томск входил в состав Тобольской губернии, которая в 1804 г. была поделена на две части и была учреждена новая Томская губерния. Площадь губернии составляла 764 492 квадратные версты [Российская Империя..., 1992]. От 13 августа 1944 г. последовал приказ Президиума Верховного совета СССР об образовании ТО в составе РСФСР. В ее состав включались города Томск, Колпашево и 21 район - Александровский, Асиновский, Бакчарский, Васюганский, Верхнекетский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Парбигский, Пудинский, Пышкино-Троицкий (ныне Первомайский), Тегульдетский, Томский, Туганский, Тымский, Чаинский и Шегарский, выделенные из состава Новосибирской области, и Зырянский район — выделенный из состава Кемеровской области.

За прошедшие с момента образования Томской области годы ее административно-территориальная структура претерпела существенные изменения (табл. 6.1.1; см. рис. 6.1.1).

Цитируется по изд.: География Сибири в начале XXI века в 6 томах. Том 5, Новосибирск, 2016, с. 231-232.

 

Вайнштейн С.М. Сибирские татары

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ, западно-сибирские татары, - общее название нескольких родственных этнических групп и народностей, населяющих главным образом сельские местности южной части Тюменской и Томской и северной части Омской области, частично города Западной Сибири. Сибирские татары подразделяются на тобольских, тюменских, томских, барабинцев, чулымцев и других в соответствии с местом расселения. Численность около 100 тысяч человек. Язык сибирских татар относится к кыпчакской группе тюркских языков; он распадается на ряд диалектов и говоров. Верующие сибирские татары - мусульмане-сунниты. В культурном отношении сибирские татары близки казанским татарам. В этногенезе сибирских татар главную роль сыграли кыпчакские тюркоязычные кочевые племена, смешавшиеся с аборигенным самодийским и угорским населением Западной Сибири. В 15-16 веках сибирские татары составляли основное население Сибирского ханства, после падения которого (1598) часть сибирских татар продвинулась на Восток в районы современного Томска, в бассейн Чулыма.

Соколова З.П. Селькупы – народ Сибири

СЕЛЬКУПЫ - народ в Сибири, говорящий на языке самодийской группы. Живут на Севере Томской области, Красноярского края и в Ямало-Ненецком национальном округе РСФСР. Численность 3,7 тысяч человек (1959). В начале 18 века селькупы подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды. Селькупы сложились в результате длительного взаимодействия и слияния аборигенов бассейна среднего течения реки Оби с проникшими сюда в начале нашей эры из района Саян самодийскими племенами. В 17 веке часть селькупов переселилась на реку Таз, а позднее - и на реку Турухан. Наименование селькупы - самоназвание северных селькупов, южные именуют себя чумыль-куп, суссе-кум, шош-кум (земляной или таежный человек). До Октябрьской революции южные селькупы называли нарымскими, туруханских - баихинскими, тазовских - тымско-караконскими остяками, или остяко-самоедами (за сходство их культуры с культурой хантов и кетов). Сейчас южные селькупы почти слились с окружающим русским населением. В прошлом селькупы занимались охотой и рыболовством, северные - и оленеводством. В настоящее время объединенные в совхозы, колхозы и промхозы селькупы наряду с традиционными занятиями развивают животноводство и земледелие.

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Манси (СИЭ, 1966)

МАНСИ - народность Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области РСФСР. Расселены в бассейне реки Оби, главным образом в районе города Березова и по рекам Конде и Северной Сосьве, а также по верховьям рек Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Численность 6,45 тысяч человек (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.).

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени — шаманизмом.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка , гром — Сяхыл-Торум, огонь — Най-эква — семиязы- кая старуха в красном платье, перед которой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр...

Функ Д.А. Религиозные представления телеутов

Телеутов религиозные представления. Телеуты — народ насчитывающий 3 тысячи человек большинство из которых проживает в Кемеровской области и на Алтае. Основу религиозных воззрений телеутов на природу и человека составлял шаманизм. Помимо общесаяноалтайских представлений об основных персонажах шаманистского пантеона, обязательности существования особого посредника-шамана, идеи избранничества, множества субстанций жизненной силы и пр. у телеутов был отмечен ряд специфических образов и представлений.

Телеуты (ЭС, 2009)

ТЕЛЕУТЫ, народ в Сибири (…), живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Российской Федерации — 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице. Предки телеутов — тюркские племена теле жили в Центральной Азии, впервые упоминаются в источниках в 1601 году. В 17 веке их называли «белыми калмыками», они входили в улус кочевников Верхнего Приобья. В начале 18 века большая их часть была увлечена в Джунгарию. В 19 — начале 20 века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы телеутов. Они отличались особенностями родового состава, диалектами, а также уровнем хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа...

Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Телеуты

ТЕЛЕУТЫ (телесы, белые калмыки) — народ тюркского племени, живущий в небольшом количестве (около 300 человек) в Бийском округе Томской губернии, в окрестностях Телецкого озера. В XVII веке телеуты, жившие в нынешних Томском, Кузнецком и Бийском округах в числе более 1000 человек, были покорены русскими и оттеснены в окрестности Телецкого озера. Телеуты имеют близкое сходство с финскими племенами; они среднего роста, крепкого телосложения: мужчины бреют голову, оставляя на темени клочок волос; женщины носят одну или несколько кос, одеваются в юбку с красным поясом и в длинный балахон.

Томилов Н. А. Чулымцы, чулымские тюрки.

Чулымцы, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии. Численность 688 тыс. человек (1996). Этнические группы — среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп).

Шеломова Татьяна. Ханты.

Остяки.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Страницы

Подписка на RSS - Томская о. [Россия]