Телеутов религиозные представления. Телеуты — народ насчитывающий 3 тысячи человек большинство из которых проживает в Кемеровской области и на Алтае. Основу религиозных воззрений телеутов на природу и человека составлял шаманизм. Помимо общесаяноалтайских представлений об основных персонажах шаманистского пантеона, обязательности существования особого посредника-шамана, идеи избранничества, множества субстанций жизненной силы и пр. у телеутов был отмечен ряд специфических образов и представлений. Вселенная мыслилась состоящей из пяти земель: реальной земли, земного пути (широкое кольцо вокруг реальной земли), земли истины (две "планеты", на которые мог долететь лишь сильный шаман), верхнего мира, состоящего из 16 сфер, или слоев, и подземного мира, представления о котором менее всего разработаны. На 16-м слое Неба живет мать Бай-ульгень. Почти все небесные персонажи назывались общим именем "ульгень" Важное место в пантеоне занимали божества земель истины — Адам и Т'оо-хан, по могуществу не уступавшие ульгеням, а иногда и творившие новых ульгеней. Телеутские шаманы камлали с бубнами, аналогичными по конструкции и разрисовке шорским, а также мн. хакасским и кумандинским (с неантропоморфной рукоятью "марс"). Помимо шаманов существовали костоправы (мануальные терапевты) — сыймучы, знатоки очистительных обрядов — аласчы, специалисты (чымырчы) по изгнанию из больного злых духов и др. категории шаманствующих лиц.
Особое место занимал культ семейных покровителей (12 куколок) и родовых покровителей (молодые березки, ежегодно устанавливавшиеся в каждом дворе в честь наиболее почитаемых духов).
В начале 20 века некоторое распространение получили отдельные идеи бурханизма. К его влиянию, вероятно, следует отнести мессианские настроения, связанные с ожидаемым телеутским раем на земле после прихода народного героя Шуны. На рубеже 19—20 веков особую прочность приобрели позиции православия. К 1915 году из почти 2,5 тысяч телеутов некрещеными оставались чуть более 350 человек.
В современной религиозной жизни телеутов отмечается значительный рост интереса к православию. В начале 1990-х годов на народные средства полностью восстановлена каменная церковь св. Пантелеймона в селе Беково. Вместе с тем сильны и позиции так называемой "своей веры", проявляющейся главным образом в сохранении культа семейных и родовых покровителей. Помимо шаманок (все — без бубнов), до недавнего времени практиковавших в г. Заринске, селе
Ново-Бачаты и др., известны несколько пожилых аласчы и чымырчы, также в основном женщины. Практически все телеуты, включая православных, атеистов и пр., хотя бы однажды пользовались услугами шаманов, чымырчы и т. п.
Д. А Функ
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 511-512.