Элиаде

Элиаде Мирча (9 марта 1907, Бухарест - 23 апреля 1986, Чикаго) — румынский философ, историк религии, этнограф, писатель. В 1928 окончил Бухарестский университет, в 1931 отправился в Бенгалию и Гималаи, где в течение двух лет занимался санскритом и индийской философией, обучался йогической практике. В 1933—39 вел в Бухарестском университете курсы индийской философии и всеобщей истории религий. В 1938 основал журнал, посвященный публикациям ре-лигиеведческих исследований. С 1940 — культурный атташе при румынском посольстве в Лиссабоне, с 1941 — советник посла по вопросам культуры. В 1945—56 — профессор Сорбонны; с 1957 и до конца жизни — руководитель кафедры религиеведения Чикагского университета, основатель т. н. Чикагской школы истории религий, для которой характерно комплексное изучение мифологии, антропологии, символики и традиционных форм культуры. Одна из основных тем Элиаде — проблема неоднозначности пространственно-временных категорий в сознании человека и общества, которой посвящена его «трилогия»: «Миф о вечном возвращении» (1949; рус. пер. 1987), «Образы и символы» (1952), «Священное и мирское» (1965; рус. пер. 1994). Понятия «священного» пространства и времени присущи традиционным культурам: пространство в них мыслится неоднородным, одни его части качественно отличаются от других, в одних налицо структура и духовное содержание, другие именуются «хаосом», бесформенной и враждебной человеку протяженностью, обиталищем демонов и чудовищ. Каждый отрезок «священного» пространства имеет «центр», точку, где земное соприкасается с небесным. Этим «центром» может быть и печь в избе, и шаманское дерево, аналогичное мировому древу, и любое храмовое сооружение. Время в традиционных культурах также неоднородно: оно способно убыстряться и замедляться, регулярно обновляться, возвращаясь вспять, к своему истоку, что обеспечивается активным вмешательством людей в его протекание — обрядами, празднествами, религиозными церемониями. В противоположность этому «мирское» пространство аморфно, неоформлено и как бы «бессущностно», а время — однолинейно, необратимо и неизменно враждебно человеку. Одним из непременных условий духовной реализации Элиаде считает не только освобождение от «ужаса времени», но и уничтожение временной длительности в ее дурном аспекте путем различных форм аскезы и экстаза. Эта мысль развита в таких его работах, как «Йога, бессмертие и свобода» (1948), «Мифы, сны и таинства» (1957, рус. пер. 1998), «Шаманство и архаические техники экстаза» (1951, рус. пер. 1998). Еще одной излюбленной темой Элиаде является тема «иерофании», явления божественного в земном мире, когда любая мирская реальность — камень, дерево или человек, не теряя своей материальной природы, превращается в реальность сверхъестественную. Высший пример иерофании — Богоявление, Воплощение Христа. Эти теоретические построения облекаются художественной плотью в романах, повестях и рассказах Элиаде: «Майтрейи» (1933), «Девица Кристина» (1936), «Бенгальская ночь» (1960). См. также в ст. Сакральное.

Сочинения в рус. пер.: Космос и история. М., 1987; Под тенью лилии. М., 1996.

Литература: Нестеров А. Нирвана, Преисподняя, Небеса,— «Литературное обозрение», 1998, № 2; Касаткина Т. На грани двух миров,— «Новый мир», 1997, № 4.

Ю. Н. Стефанов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 431.

Элиаде М. Маори Полинезии: религиозные верования

Средоточием эзотерической теологии маори было представление о Верховном Ио, остававшееся полностью скрытым от чужеземных исследователей на протяжении десятилетий после первых контактов маори с европейцами. Не могу избавиться от ощущения, что наше неведение относительно подобного верховного бога на других группах островов объясняется главным образом тем, что знание о нем было достоянием древнего жречества, чьи правила побуждали жрецов скрывать от пришельцев самые священные части их учения; в то же самое время личный инстинкт побуждал их утаивать свои сокровенные верования от чужаков, тем более что последним было присуще отношение, характерное для всех почти первых исследователей. Вместе с древним жречеством умерло и знание значительной доли наиболее священной полинезийской традиции. Нижеследующие заметки хорошо иллюстрируют отношение маорийских жрецов к неразборчивому любопытству и бестактности европейцев. Триджер пишет:

Мирча Элиаде. Гереро: верования и боги

Гереро — бантуязычная народность, живущая в Юго-Восточной Африке. «Гереро знают верховное существо, которое они называют Нджамби Карунга. Имя Карунга происходит из языка овамбо и близко известно лишь тем из гереро, кто в прежние времена имел дело с овамбо... Нджамби — небесный бог. Он живет на небе, но вездесущ. Его самая поразительная черта — доброта. Своей жизнью человек обязан ему, и все блага в конечном счете восходят к нему. Умирающий естественной смертью забирается Нджамби. Поскольку его сущность — доброта, люди питают к нему не страх, а почтительную любовь. Поскольку его блага являются даром его доброты и не обусловлены какими бы то ни было нравственными требованиям, вера в Нджамби никак не связана с нравственностью, а поклонение Нджамби не превратилось в культ. В лучшем случае его имя призывается только в благодарственной молитве после какой-нибудь неожиданной удачи либо они взывают к нему, когда ничто другое не помогает...

Подписка на RSS - Элиаде