Цивилизация тольтеков

Несомненно, что среди древнейших развитых мексиканских цивилизаций тольтекская культура занимает особое место. В ее истории много неясного. Не уточнено окончательно, какие этнолингвистические группы следует понимать под термином «тольтеки». Сейчас принято считать, что так назывались различные племена, порой весьма далекие друг от друга по языку и происхождению. Но также очевидно, что в массе своей тольтеки принадлежали к лингвистической группе науа.

Восприняв во многом культуру предшественников, тольтеки построили новые города (Тула, или Толлан, Кукулькан и др.)- Особенно большого расцвета Тула, ставшая тольтекской столицей, достигла в годы царствования Топильцина, который в честь мифического героя и бога назывался также Кецалькоатль (пернатая змея). Он правил в Туле, по разным данным, с 873 (925, 977) по 895 (947, 999) г. н. э. Топильцин—Кецалькоатль — личность незаурядная. Он решительно боролся против человеческих жертвоприношений, всячески старался утвердить принципы, которые в последствии в мировой истории были квалифицированы как принципы гуманности, самосовершенствования человека, трудолюбия, верности и честности, познания, реализма, братства людей, надежды на лучшее  45.

Борьба Топильцина—Кецалькоатля и его сторонников за эти идеалы стала одним из основных факторов возникновения специфической концепции, выраженной термином «тольтекайотль», олицетворяющей собой высокий культурный и морально-этический уровень. Это был своеобразный этносоциально-психологический стереотип, широко распространившийся среди как самих тольтеков, так и некоторых соседних этносов. Народы, пришедшие на смену тольтекам в Мексиканскую долину, долго еще считали культуру тольтеков своеобразным эталоном, к которому следует стремиться, и сохраняли принципы «тольтекайотля». Велики были успехи тольтеков и в сфере материальной культуры. Значительных масштабов достигло земледелие (с использованием орошения), выводились новые сорта культурных растений. На высокий уровень поднялись некоторые отрасли ремесла, в частности ткачество. Жилые комплексы (до 50 соединенных между собой комнат) указывают на то, что основной ячейкой тольтекского общества оставалась община. С другой стороны, имеется достаточно веский археологический и графический (пиктографический) материал, убедительно свидетельствующий о наличии у тольтеков классов и государства.

В X веке крупные отряды тольтеков появляются на юге Мексики, в стране майя. Были ли это государственные вооруженные силы или отряды, посланные на юг каким-либо местным тольтекским правителем, сказать трудно. Некоторые авторы полагают, что сам Топильцин—Кецалькоатль, изгнанный из Тулы, возглавил переселение верных ему тольтеков, переделав свое имя на Кукулькан, что на языке майя также означает «пернатый змей». Скорее всего, тольтеки, двинувшиеся к югу, были группами мигрировавшего населения. Причина миграции окончательно не выяснена, но несомненно, что одной из них было движение с севера новых волн науатльских племен. Другие миграционные волны тольтеков были' направлены на юго-восток современной Мексики.

Цитируется по изд.: История Латинской Америки [1 том]. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX века. М., 1991, с. 30-32.

Примечания

45. Lopez Portitlo J., Sodi D. Dias Infante: Quetzalcoatl. Mexico, 1979. P. 223-225.

Страны: 
Этнос: