Зубрицкий Ю.А. Тотонаки, ольмеки, тольтеки и другие

Индейцы Мексики уже давно привлекают внимание исследователей. Это объясняется и своеобразием той цивилизации, которую создали мексиканские индейцы до появления на их земле европейцев, и той ролью, которую играли индейцы в важнейших социальных движениях Мексики, и тем огромным вкладом, который они сделали в сокровищницу культуры мексиканского народа, и остротой индейского вопроса в наши дни. Мы, отнюдь не собираясь рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с индейской проблемой, лишь коротко остановимся на некоторых аспектах этнографии и истории индейцев Мексики, на положении современного индейского населения Мексики и проблемах индеанизма и индеанистики.

На территории современной Мексики человек появился, очевидно, очень давно. Однако заселение различных районов древней Мексики шло неравномерно; неравномерно происходило и историческое развитие отдельных групп древнейшего мексиканского населения. В то время как одни племена продолжали в течение многих тысячелетий стоять на уровне первобытнообщинных отношений, население определенных ареалов заметно продвинулось вперед на пути создания классового общества и государства. Если на юге страны к моменту появления испанцев процветало земледелие, ремесло, развивалась торговля, то большинство северных районов было заселено бродячими племенами собирателей-охотников.

Древнейшими и наиболее значительными индейскими цивилизациями на территории современных Соединенных Штатов Мексики были тотонакская, майя, ольмекская, сапотекская, тольтекская.

Тотонаки. Одной из наименее исследованных из них является культура тотонаков, находившаяся на побережье Мексиканского залива. Сейчас уже можно с большей или меньшей достоверностью утверждать, что вначале тотонаки занимали весьма значительную территорию от р. Тушпан на севере до р. Папалоалан на юге. К моменту появления в стране испанцев этническая территория тотанаков сократилась почти вдвое. Главной причиной этого было давление других древнейших племен и народностей и прежде всего тольтеков. Не исключена возможность, что некоторые из археологических памятников, которые рассматриваются как тольтексвие, на самом деле являются тотонанскими. В начале XVI века тотонаки зависели от ацтеков и плотили им дань. Проникновение тольтеков на территорию тотонаков, видимо, встречало сильное сопротивление последних, о чем свидетельствует ряд укреплений, построенных тольтеками

Ольмеки. Столь же малоисследованной и сравнительно недавно открытой является ольмекская культура, самая древняя на территории Мексики. Название «ольмекская» носит чисто условный характер и происходит от наименования полумифического народа ольмеков, который, согласно преданию, зафиксированному некоторыми хронистами, в глубокой древности населял по соседству с тотанаками часть территории, примыкающей к Мексиканскому заливу. Действительно ли создателями культуры, называемой ольмекской, были ольмеки или какой-либо другой народ, в настоящее время определить трудно. Неизвестна и этно-лингвистическая принадлежность ольмеков. Не исключено, что они говорили на наречии, близком к тотонакскому или котоми, а может быть, были одними из первых представителей группы пауатль на территории Мексики. В области архитектурных сооружений обнаруживается большое сходство между ольмекской и некоторыми другими древнейшими культурами Мексики, а иероглифическое письмо ольмеков несомненно сходно с письмом майя. Скульптура ольмеков привлекает к себе внимание не только чисто художественными достоинствами, но и теми антропологическими чертами, которыми древние скульпторы наделяли свои персонажи. Это относится прежде всего к гигантским каменным головам, обнаруженным в различных местностях. Самая большая на них весит более 30 тонн. Эти скульптурные изображения далеки от стилизации, вполне реалистичны, а может быть, даже запечатлели портретное сходство. Тем более удивительно видеть эти каменные головы с чертами, присущими отнюдь не индейскому антропологическому типу: широкий плоский нос, толстые губы, прямой разрез слегка удлиненных миндалевидных глаз. Скорее в этих скульптурах можно было бы найти негроидные черты.

Ольмекская цивилизация, очевидно, пала под ударами иных этнических групп. На это указывают следы искусственных разрушений ольмекских памятников. Племена, в чьи руки попало культурное наследие ольмеков, похоже, срывали на предметах искусства свой гнев, свои антиольмекские настроения. Эти настроения становятся вполне понятными, если считать достоверными предания о необычайной жестокости ольмеков к врагам.

Сапотеки. На территории современного штата Оахака, неподалеку от Теуантспекского порешейка, отделяющего полуостров Юкатан от остальной Мексики, находился центр еще одной древней высокоразвитой индейской культуры — сапо- текской, ведущей свое начало примерно со II века до н. э. Есть основания предполагать, что сапотекская культура возникла в результате переселения в Оахаку части ольмеков либо других племен, уже стоявших на довольно высоком уровне развития. Расцвет сапотекской культуры падает на V—X века н. э., после чего начинается ее угасание. В XIII веке, очевидно также в результате нашествия иных племен (миштеков), традиции сапотекской культуры обрываются полностью.

Тольтеки. Несомненно, что среди древнейших развитых мексиканских культур особое место занимает тольтекская культура. В ее истории много еще неясного. Не уточнено окончательно, какие этно-лингвистические группы следует понимать под термином тольтеки. Сейчас уже ясно, что тольтеками назывались различные племена, иногда весьма далекие друг от друга по языку и происхождению. Но также очевидно, что в массе своей тольтеки принадлежали к лингвистической группе науатль. История тольтекской цивилизации распадается на два периода, притом окончательно не доказано, что одним и тем же народом являются тольтеки первого периода, или так называемые классические тольтеки, создатели высокой культуры Теотиуакана, и так называемые династические тольтеки, жители г. Толлана (ныне г. Тула).

«Классические» тольтеки оставили такие замечательные памятники, как комплекс пирамид и прилегающих сооружений в Теотиуакане (долина Мексико) и гигантскую пирамиду (самую большую в мире) в Чолуле. Назначение этих пирамид культовое. Они предназначались для богослужения и жертвоприношений. Главной хозяйственной деятельностью классических тольтеков было земледелие, возможно с использованием искусственного орошения. Высокого уровня достигли некоторые отрасли ремесла, в частности ткачество. Жилые комплексы тольтеков (50 соединенных между собой комнат) указывают на то, что основной ячейкой тольтекского общества оставалась община. С другой стороны, имеется археологический материал, с достаточной убедительностью подтверждающий мысль о наличии у тольтеков классов и государства.

В X веке значительные отряды тольтеков появляются на юге, в стране майя, н покоряют эту страну. Были ли эти тольтеки каким-либо регулярным или полурегулярным войском, посланным на юг правителями Теотнуакана, сказать трудно. Пожалуй, нет. Скорее всего, это были группы мигрирующего тольтекского населения. Причины этой миграции окончательно не выяснены, но несомненно, что одной из них было давление с севера новых волн науатльских племен. Другая миграционная волна тольтеков была направлена на юго-восток Мексики.

Вслед за этим, в XI веке, культура «классических» тольтеков приходит в упадок. С «династическими» же тольтеками нам придется встретиться несколько позже.

Перечисленные выше четыре цивилизации оставались долгое время неизвестными или малоизвестными для современного мира. Это объясняется тем, что своеобразное великое переселение народов, происходившее в IX—X веках по всей Мексике и Центральной Америке, привело к падению всех вышеупомянутых цивилизаций. В дальнейшем можно говорить лишь весьма условно о возрождении некоторых из них (тольтеков, тотонаков). Во-первых, они возрождались далеко не полностью, во-вторых — в иных границах, в-третьих, они попали под гегемонию другого сильного государственного и этнического образования — ацтекского.

Цитируется по изд.: Зубрицкий Ю.А. Индейцы Мексики. Исторические и этнографические заметки // Мексика: Политика, экономика, культура. М., 1968, с. 159-162.

Страны: