Ярлыкапов А.А. Верования даргинцев, кубачинцев и кайтагцев

Даргинцы, в т. ч. кубачинцы и кайтагцы (353,3 тыс. чел. — 1989), — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка (мазхаба). В 4—5 веках из соседней Кавказской Албании к даргинцам проникло христианство. Ислам был принесен арабами в 7 веке, но окончательно утвердился к 14 веке. Даргинский аул Акуша был одним из религиозных центров Дагестана, известным далеко за его пределами. В годы Кавказской войны даргинцы приняли самое активное участие в движении Шамиля. Среди них широко распространились идеи мюридизма, сохранившие свои позиции и после поражения Шамиля. Несмотря на ущемление прав верующих в годы советской власти, даргинцам удалось сохранить исламскую традицию, грамотных мулл, а кое-где даже и алимов. В настоящее время возводятся новые мечети, возрождаются традиции мусульманского образования в примечетных школах — мектебах. Значительное число молодежи обучается за рубежом, в исламских странах. Как и все мусульмане, даргинцы широко отмечают главные праздники — Курбан-байрам и Ураза-байрам. Обряд, посвященный дню рождения Пророка (мавлид), старается провести каждая семья. В исламской обрядности даргинцев большое место занимает зикр, отличающийся от кадирийского (чеченского) более спокойным характером. Зикр проводится после пятничной молитвы, на похоронах, на мавлиде и т. п. Элементы традиционных верований сохраняются в сельскохозяйственной и семейной обрядности, демонологии. До недавнего времени бытовали архаичные обряды вызывания дождя с ряжением одного из участников в зеленую листву. С 1992 года существует даргинский казият в Избербаше. В последние годы среди даргинцев стали распространяться ваххабитские идеи (см. Ваххабизм).

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 81-82.