Селькупы живут в Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Численность их — 1278 человек. Южные селькупы сильно обрусели уже к началу 20 века и утратили традиционные верования и обряды. У северных селькупов еще до середины 20 века они были широко распространены. Сейчас северные селькупы в меньшей степени сохраняют пережитки тотемизма, анимистические представления, шаманизм, в большей степени — промысловый культ, культ семейных духов-охранителей, сохраняется также оживотворение природы. Многие представления живут в мифологии.
Саамы (устаревшее название лопари) — коренное население Северной Европы. В настоящее время живут на Кольском полуострове и в северных районах Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность — около 55 тыс. чел., в т. ч. в России — 1,9 тыс. чел., из них на Кольском полуострове — 1,6 тыс. чел. Саамы России по своему вероисповеданию считаются православными. Саамы Финляндии и Скандинавии — лютеране. Христианизация саамов Кольского полуострова началась в 15 веке. Однако в значительной мере она была формальной. Языческие культы у них переплелись с христианскими представлениями.
Лакцы (106,2 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христианство из соседней Кавказской Албании и Грузии (4—5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8—9 вв.) и были активными его проводниками среди других народов. Аул Кумух был одним из центров мусульманской учености, здесь жил шейх Джамалуддин — муршид трех имамов Дагестана: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Лакцы, хотя и не вошли в состав имамата, активно помогали Шамилю в его борьбе.
Лезгины (257,3 тыс. чел. — 1989), а также родственные им агулы (17,7 тыс. чел.), рутульцы (19,5 тыс. чел.), табасаранцы (93,6 тыс. чел.) и цахуры (6,5 тыс. чел.) являются мусульманами-суннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. Лезгины с. Мискинджа — шииты-имамиты (см. Шиизм). До ислама среди лезгин, входивших в состав Кавказской Албании, в 4—5 веках распространялось христианство. Арабы в 7—8 века принесли в этот регион ислам, который утвердился к 10—11 векам. Столь ранняя исламизация способствовала глубокому укоренению новой религии в жизни лезгин.
В Поволжско-Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно-угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и другие народы. Древними поселенцами края являются финно-угорские народы. Они сформировались во второй половине 1 тысячелетия до н.э. – в 1 тысячелетии н. э. В культуре древних финно-угров прослеживается влияние традиций угров, скифо-сарматов, предков балто-славян. Во 2—4 веках н. э. в Поволжье поселяют, тюрки перекочевавшие из Центральной Азии и Южной Сибири.
Башкиры (1345,3 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ислам к башкирам стал проникать с 10 века, окончат, утвердился с принятием его в качестве государственной религии в Золотой Орде при хане Узбеке (1312). Присоединение башкир в середине 16 века к Российскому государству не имело для них столь серьезных последствий, как для татар: они оговорили свое право свободно исповедовать мусульманскую религию и тем самым избежали насильственной христианизации.
Аварцы (544 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4—5 века с территории соседней Грузии. Первые попытки обратить аварцев в ислам предпринимались еще в 7—8 веках арабами, окончательно он утвердился к 15 веку. Наряду с ортодоксальным исламом среди аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым "спокойным" или "тихим" зикром, без танцев. Структура построения суфийской общины была положена в основу организации имамата Шамиля, в который вошли все аварские земли.
Белорусы — основное население Республики Беларусь (7904,6 тыс. чел.). Живут также в России, Литве, Латвии, Эстонии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Польше, США, Аргентине, Канаде. Общая численность — около 10,5 млн чел. Говорят на белорусском языке (различаются юго-западный и северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры). Среди белорусов распространены также польский и литовский языки. Верующие белорусы в основном православные, около 25% —католики.
Даргинцы, в т. ч. кубачинцы и кайтагцы (353,3 тыс. чел. — 1989), — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка (мазхаба). В 4—5 веках из соседней Кавказской Албании к даргинцам проникло христианство. Ислам был принесен арабами в 7 веке, но окончательно утвердился к 14 веке. Даргинский аул Акуша был одним из религиозных центров Дагестана, известным далеко за его пределами. В годы Кавказской войны даргинцы приняли самое активное участие в движении Шамиля. Среди них широко распространились идеи мюридизма, сохранившие свои позиции и после поражения Шамиля. Несмотря на ущемление прав верующих в годы советской власти, даргинцам удалось сохранить исламскую традицию, грамотных мулл, а кое-где даже и алимов. В настоящее время возводятся новые мечети, возрождаются традиции мусульманского образования в примечетных школах — мектебах. Значительное число молодежи обучается за рубежом, в исламских странах...
Основная масса народов Дагестана исповедует суннитский ислам шафиитского толка (см. Суннизм); ханафитского толка придерживаются ногайцы (см. Ислам в России). Часть татов (так называемые "горские евреи") — иудаисты (см. Иудаизм в России); на юге Дагестана имеются группы мусульман-шиитов (в основном среди азербайджанцев, татов и незначительной части лезгин). Русское население, в том числе терское казачество, — православные. Христианство на территорию Дагестана стало проникать в 4—5 веках из Кавказской Албании и Грузии.