Ярлыкапов А.А. Верования башкир

Башкиры (1345,3 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ислам к башкирам стал проникать с 10 века, окончат, утвердился с принятием его в качестве государственной религии в Золотой Орде при хане Узбеке (1312). Присоединение башкир в середине 16 века к Российскому государству не имело для них столь серьезных последствий, как для татар: они оговорили свое право свободно исповедовать мусульманскую религию и тем самым избежали насильственной христианизации. Укреплению ислама среди башкир способствовали татары, бежавшие в их земли от репрессий царской администрации и миссионеров. Каждый башкирский аул имел свою мечеть, при которой почти всегда существовала школа-мектеб, где обучали начаткам грамоты. Широкое распространение получила арабописьменная грамота, в т. ч. на башкирском языке. Позиции ислама укрепились после реформ Екатерины II. В 1789 году в Уфе было создано Оренбургское Духовное Собрание, положившее начало формированию среди российских мусульман, в т. ч. и башкир, особого слоя назначаемых сверху служителей культа, что не характерно в целом для ислама. Наряду с ортодоксальным исламом среди башкир бытовал также суфизм, в основном накшбандийской ветви, проникший, видимо, с территории Средней Азии. Суфийские шейхи именовались на туркестанский манер "ишанами"; отсюда наименование суфизма — "ишанизм". В 19 — начале 20 века большую известность получил башкирский ишан Зайнулла Расулев, за которым признавалась способность совершать чудеса. Интересно, что среди башкир суфизм был большим поборником ортодоксии, чем официальный "мечетский" ислам. На учении братства накшбандия основывалось ваисовское движение, выступавшее за возврат к чистоте ислама, но оно особого распространения среди башкир не получило. Значительно большее влияние на башкир имело распространившееся во второй половине 19 века обновленческое движение в исламе — джадидизм (арабск. Джадид — "новый"). Джадидисты выступали за реформирование, обновление ислама путем приобщения к передовым достижениям западной культуры при сохранении культурных ценностей ислама. В первую очередь была реформирована система исламского образования: новометодные медресе включали в свои программы общеобразовательные предметы, иностранные языки. Уже к началу 20 века половина мектебов Башкирии были новометодными. Против преобразований выступило консервативное кадимитское (арабск. кадим — "старый") направление, добившееся поддержки царской администрации.

В конце 1920-х годов большинство мечетей было закрыто, репрессированы служители культа, разрушена система образовательных учреждений — мектебов и медресе. Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), в которое входили религиозные общины башкир, было практически бесправным. Ислам среди башкир сохранялся во многом благодаря традиции, а также структурам так называемого "параллельного" ислама с полуподпольными мечетями, системой домашнего исламского образования и т. д.

С конца 1980-х годов среди башкир активно возрождается исповедуемая религия. К 1992 году количество мечетей в Башкортостане превысило 200 (против 24 в 1990). В 1990 году в Уфе были открыты двухгодичные курсы подготовки имамов, которые преобразованы в медресе, где обучаются свыше 200 молодых людей. Башкирская молодежь обучается исламу также и в известных зарубежных мусульманских центрах. Все больше людей отмечают мусульманские праздники: Ураза-оайрам и Курбан-байрам. Популярен мавлид — день рождения пророка Мухаммада. Возрождаются и древние календарные праздники: сабантуй ("праздник плуга"), каргатуй ("грачиный праздник") и т. д. Ныне ислам среди башкир бытует в основном в ортодоксальной форме. Некогда распространенный суфизм потерял свои позиции. Среди незначительной части башкир в последние годы распространились некоторые христианские и восточные секты. Доисламские верования башкир практически полностью вытеснены исламом. Сохраняется вера в существование многочисленных духов-хозяев, леших-шурале и т. п., отождествляемых с исламскими джиннами и шайтанами. Название древнего верховного божества сохранилось в одном из имен Аллаха — Тангре.

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 39-40.

Этнос: