Соколова З.П. Религиозные представления селькупов

Версия для печатиВерсия для печати

Селькупы живут в Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Численность их — 1278 человек. Южные селькупы сильно обрусели уже к началу 20 века и утратили традиционные верования и обряды. У северных селькупов еще до середины 20 века они были широко распространены. Сейчас северные селькупы в меньшей степени сохраняют пережитки тотемизма, анимистические представления, шаманизм, в большей степени — промысловый культ, культ семейных духов-охранителей, сохраняется также оживотворение природы. Многие представления живут в мифологии.

Согласно верованиям селькупов, вселенная многоярусна: над землей и под ней 3—7—9 ярусов. В небесных сферах живут солнце (женщина) и луна (мужчина). Солнце рождает человека и оживляет умерших (понятия "солнечный луч" и "жизненная сила" совпадают). На небе обитают главные духи — Ном (Hon) — небо, небесная старуха мать, покровительница матерей и промыслов, их сын Ий (Нун ий), небесный олень (или конь), небесные птицы (орел, журавль, кукушка). В нижнем (подземном) мире обитает злой дух Кызы, вызывающий болезни и смерть. Здесь же живет нижняя старуха Ыланта-кота, покровительница женщин, дающая новорожденным люльку, умершим — гроб, шаманам — облачение и обечайку бубна. С земли на небо ведет се- микорневое дерево (мировое дерево).

Журавль, орел, кедровка — это предки фратрий, их не убивали. Почитались духи-хозяева промыслового культа — лесные, водяные и др. Им приносили жертвы (в т. ч. и часть от добычи), молили об удаче в промысле.

Душа — это дыхание и тень. Души умерших приплывают в мир мертвых на лодках, поэтому селькупы хоронили в лодках.

Функции шаманов были универсальны, но особо выделялись сильные шаманы. Различались камлания в светлом чуме (гадания о промысле, лечение, отыскание пропаж) и в темном чуме (развлекательные — чревовещание, фокусы) (см. также Народов Сибири религиозные верования).

3. П. Соколова

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 471-472.

Этнос: