Попов Н.С. Религиозные верования народов Поволжья и Приуралья

Версия для печатиВерсия для печати

В Поволжско-Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно-угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и другие народы.  Древними поселенцами края являются финно-угорские народы. Они сформировались во второй половине 1 тысячелетия до н.э. – в 1 тысячелетии н. э. В культуре древних финно-угров прослеживается влияние традиций угров, скифо-сарматов, предков балто-славян. Во 2—4 веках н. э. в Поволжье поселяют, тюрки перекочевавшие из Центральной Азии и Южной Сибири. В 8 веке после распада Великой Булгарии с Приазовских и Прикаспийских степей в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье проникают родственные хазарам булгары. В конце 8 века территорию Башкирии занимают башкирские племена, выходцы из Саяно-Алтайского нагорья и Центральной Азии. Финно-угры и первые тюркские переселенцы придерживались древних народных верований и культов. В 8 веке Хазарский каганат попытался внедрить иудаизм (см. Иудаизм в России) среди подчиненных ему народов Поволжья и Приуралья. Эта религия среди хазар была официально признана при кагане Обидине (799—809) и поддерживалась в основном лишь феодальной верхушкой. Поэтому она не могла оказать заметного влияния на традиции местных народов.

Более ощутимым было влияние ислама (см. Ислам в России), который распространялся среднеазиатскими торговцами и арабскими проповедниками. В 922 году суннитский ислам ханафитского толка (см. Суннизм) стал официальной государственной религией и политической силой в Волжской Булгарии. Раннефеодальное государство объединяло этнически неоднородных булгар, финно-угров, тюрко-язычные племена. Ислам приняла в основном феодальная верхушка булгар. Налаживаются контакты со Средней Азией, Ираном, Азербайджаном, Крымом. Получает развитие письменность на основе арабской графики, открываются школы, выпускаются книги по проблемам теологии, этики, воспитания.

Исламизация края значительно усиливается после завоевания Поволжья татаро-монголами. По политическим и религиозным побуждениям завоеватели, придерживавшиеся в большинстве своем традиционных верований и культов, проявляли веротерпимость. В 60-х годы 13 века золотоордынская администрация во главе с ханом Берке и феодальная верхушка переходят в мусульманство. Официальной религией Золотой Орды ислам был объявлен ханом Узбеком (1312—1340), при нем мусульманство стало насаждаться во всем регионе. Для пропаганды религиозного учения были приглашены сотни мусульманских шейхов из Средней Азии. Получает распространение суфизм (см. Суфизм в России), требовавший строгого исполнения религиозных обязанностей, знания основ религии, благочестия, почитания предков, святых, сооружения надмогильных камней и мавзолеев.

Активное участие в распространении ислама принимали представители местной феодальной верхушки. Начинает вырабатываться единое этноконфессиональное сознание. В условиях Казанского ханства оно способствовало духовному сближению тюркоязычного (кыпчакского) населения с исламизированными булгарами (билярами), мишарями (маджарами, буртасами) и в конечном итоге формированию основ татарского этноса.

Татары и башкиры стали мусульманами, сохранив при этом многие языческие традиции. Несмотря на шестисотлетнее тюркско-мусульманское воздействие, финно-угорские народы Поволжья и часть чувашей не перешли в ислам. Однако феодальная эксплуатация, политическая и экономическая нестабильность заставили их по-новому взглянуть на сущность и назначение жизни, расширить представления о мироздании человеческой судьбе, загробном мире. Происходит переориентация языческих культов в социальном плане, их приближение к интересам и запросам классового общества. Миграции и переселения привели к формированию новых этнических групп: бесермян, мордвы-каратаев, касимовских татар и др. Чересполосное расселение народов способствовало сближению их религиозных представлений.

Первые русские переселенцы из Новгорода появились в 12 веке на Вятке. В 14 веке здесь формируется независимая республика Вятская Земля со своим народным вече. В конце 15 века вятичи и северные удмурты вынуждены были подчиниться московскому князю. С начала 15 века предпринимаются попытки присоединения мордовских земель. В 1381 году мордва вошла в состав Московского и Рязанского княжеств. Марийско-русские контакты стали устанавливаться в 12—14 века. Налаживанию добрососедских отношений мешали постоянные военные столкновения между русскими и ордынцами, а затем татарами. В 14 — начале 16 века марийцам неоднократно приходилось участвовать в набегах на русские земли и города. В 1546 году горные марийцы и чуваши изъявили желание войти в состав Русского государства. После взятия русскими Казани в 1552 году была присоединена остальная часть населения Казанского ханства.

С 1555 года царское правительство предпринимает первые шаги по христианизации народов Поволжья. Первоначально она осуществлялась мирным путем. Перед первыми проповедниками ставилась задача защитить нерусские народы от притеснений со стороны местной администрации Крещение принимали большей частью представители феод, верхушки, заинтересованные в сохранении своего социального статуса. Правительство не решалось принимать активных действий по крещению иноверцев. Основное внимание уделялось созданию монастырей на землях, принадлежавших нерусским крестьянам.

Серьезное сопротивление распространению православия в регионе оказывал ислам, проповедники которого активно насаждали среди нерусских народов Поволжья свою религию и непримиримую позицию по отношению к христианизации. В середине 16—17 веков церковь боролась против этого путем запрещения строительства мечетей, преследования мусульманских проповедников, "безо всякого милосердия", жестокого наказания новокрещеных вероотступников («смиряти, в тюрьму сажати, и бити, и в железа, и в чепи сажати»). Однако общая политическая нестабильность в стране, крестьянские восстания и выступления сковывали действия православного духовенства. Массовое крещение народов Поволжья развернулось в первой половине 18 века. Создается Комиссия новокрещенских дел (1731), которая в 1740 году была преобразована в Контору новокрещенских дел. Стали возводиться церкви, открываться школы для новокрещенских детей. Правительство пыталось привлечь крестьян к принятию крещения денежными льготами, освобождением от рекрутских повинностей. Применялись принудительные и даже насильственные меры, особенно в отношении мордовского и чувашского народов. Крестьян, упорно не желающих принять православие, переселяли в другие селения, подвергали пыткам. Уничтожались почитаемые святыни, языческие кладбища. Мордва Терюшевской волости Нижегородской губернии в 1743 году вступила в вооруженную борьбу, чтобы защитить себя от мучительных побоев и издевательств. Восстание было подавлено, его активные участники наказаны, а руководитель крестьян Несмеян Васильев-Кривой — приговорен к публичному сожжению. Массовому крещению активно сопротивлялись башкиры и татары. Указ 1681 года, официально разрешивший проводить крещение нерусских народов без их согласия, распространялся и на башкир. Однако после выступлений башкир в 1682 году правительство вынуждено было заявить, что «крестить неволею указа не было». Это послабление послужило толчком для перехода в мусульманство некоторой части переселившихся на восточные земли чувашей, мордвы и марийцев. В 1721 году развернулось движение крещеных татар за возврат в мусульманство. Для приостановки этого движения в 40-е годы 18 века были разрушены 418 мечетей из 536 существовавших. Особой жестокостью отличался казанский епископ Лука Канашевич. Но сломить волю татар не удалось. В середине 18 века доля крещеных в составе волго-уральских татар составляла всего 7,6%. Выступления народов Поволжья и Приуралья в 1740—1770 годы против массовой их христианизации вынудили правительство принять в 1773 году закон о терпимости в отношении не-правосл. вероисповеданий. В 1789 году в Уфе учреждается Духовное собрание по управлению делами мусульман во главе с муфтием, назначаемым правительством. Вновь стали открываться мусульманские школы, налаживается книгопечатание на восточных языках арабским шрифтом. Предпринимаются меры по созданию письменности для бесписьменных финно-угорских народов и чувашей. На основе русской орфографии издаются первые грамматики, появились переводы «Начатков христианского учения», Евангелий. Стали открываться сельские приходские училища.

Активизировалась миссионерская работа Русской Православной церкви. После проведения массовых молений марийцев и чувашей в 1828—1829 годы начал формироваться институт миссионеров. В 60-е годы 19 века стало очевидным, что для осуществления «христианско-цивилизаторской миссии» следует отказаться от старых традиций национально-колониальной политики, пересмотреть методы проведения христианизации. В этих целях в 1867 году создается братство святителя Гурия, широко внедряется система христианизации Н. И. Ильминского. Начали выпускаться учебники и учебные пособия на родных языках учащихся; расширилась сеть русско-национальных учебных заведений; службы в церквах стали проводиться с песнопениями молитв на родных языках прихожан. В начале 20 века повсеместно организовывались воскресные чтения.

Среди татар и башкир развертывалось либерально-буржуазное движение (джададизм), выступавшее за обновление старой системы образования, внедрение достижений европейской науки и просвещения в учебно-воспитательный процесс. Часть мектебе и медресе приобрела черты национальных учебных заведений.

В конце 19 — начале 20 века Православная церковь не занимала в Поволжье и Приуралье господствующего положения в обществе. В Казанской губернии доля православных в 1897 году составила 65% (мусульман — более 28%, некрещеных — 0.6%). Здесь функционировали 680 церквей и молитвенных домов и 1152 мечети. В Уфимской губернии доля мусульман была больше 50% (православных 43,6%, некрещеных — 4,5%). Среди приверженцев древних культов больше всего было мари (около 30% марийцев были некрещеными). Только в Вятской, Казанской и Пермской губерний оставались некрещеными более 30 тысяч марийцев, 10 тысяч удмуртов и около 6 тысяч чувашей. Многие крещеные марийцы, чуваши, удмурты и мордва продолжали соблюдать дохристианские обряды и обычаи, некоторая их часть перешла в мусульманство и ассимилировалась татарами или башкирами. Вместе с тем в обрядовую практику проникают и правосл. традиции. В пореформенный период зародилось движение за создание марийских, а затем — чувашских православных монастырей. Формируются народные варианты бытового православия. На местах бывших языческих мольбищ воздвигались церкви, часовни. Получает распространение культ святых, Богородицы, архангелов, а также почитание икон, крестов. Святцы стали неотъемлемой частью народного календаря. Повсеместно отмечались христианские праздники. Проводились венчания, крестины, отпевания, общественные водосвятные молебны. Однако в нововведениях отчетливо просматривались элементы дохристианских культов.

В Вятской, Симбирской, Саратовской, Пермской и других губерний Поволжья и Приуралья сильны были позиции старообрядчества. Здесь проживали преимущественно «беспоповцы» (см. Беспоповщина), известные под названием «бегуны». В 19 веке формируется религиозно-сектантское течение молокан, духоборцев. В городах Поволжья появились общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ).

С установлением советской власти Православная церковь лишилась статуса официальной религии. Государство ограничило сферу влияния всех религий, проводило активную антирелигиозную политику. Социально-экономические преобразования в стране и регионе, повышение общеобразовательного уровня населения, изменения в укладе жизни значительно подорвали основы традиционной духовности. Были ликвидированы монастыри, религиозные школы. Церкви, мечети стали закрываться. За 1917—1936 годы в Башкирии были закрыты 2036 мечетей и церквей. Из 150 церквей Удмуртии в 1943 году только в 13 проводилась служба. В августе 1944 года в Марийской Автономной Республике ни в одном из 185 существовавших до революции храмов служба не совершалась, в Мордовии действовал лишь один храм. Из 229 церквей Чувашии (1914) в 70-х годах только 35 были действующими. На духовном поприще здесь трудились 68 церковнослужителей (до революции численность духовенства достигала 1000 чел.). Примерно в таком же состоянии находились мусульманские мечети и духовенство. Государство объявило противозаконным обычай проведения коллективных дохристианских молений и жертвоприношений. Вырубались священные языческие рощи, уничтожались часовни. Нарушались права верующих. Ограничивались все формы религиозного воспитания, пропаганды. Нередко молодые люди за венчание в церкви, крещение детей или за посещение христианских сект публично осуждались на комсомольских собраниях. Члены КПСС за такие действия исключались из партии. Гонениям подвергались и сторонники старообрядчества.

Более приспособленными к активной работе в создавшихся условиях оказались общины баптистов. В 1927 году они создают Волго-Камский союз баптистов, прилагают усилия к распространению своего учения среди нерусских народов Поволжья. Общины ЕХБ появились во всех республиках, однако они были малочисленными. Деятельность протестантов заметно активизировалась в 60—70-е годы.

Несмотря на все формы общественных порицаний за приверженность к религиозным традициям, сторонники православия продолжали исполнять традиционные обряды. В Чувашии и Мордовии в 70-е годы до 60% детей были окрещены, около 30% новобрачных венчались в церкви. Отмечались правосл. праздники, проводились религиозные похороны и поминки. Довольно высоким оставался уровень религиозности мусульман. Сохранялись семейно-родовые традиции у последователей дохристианских культов. Однако духовное порабощение общества не прошло бесследно: религиозные корни жизнеустройства были подорваны, деградировали религиозно-нравственные традиции, верующие стали забывать изначальный св. смысл совершаемых ими обрядов и обычаев.

Массовое пробуждение религиозного сознания людей, наблюдаемое в наше время, вызвано стремлением удовлетворить некогда подавляемые религиозные чувства, познать себя, обогатить духовный мир и спастись от жизненных неурядиц, нравственного упадка в обществе. В многонациональном регионе религиозная активность людей приобрела черты движения за религиозно-национальное возрождение. Укрепились позиции традиционных для региона религий. За короткое время были восстановлены церкви, монастыри и мечети. В республиках сформированы православные епархии. В Татарстане и Башкортостане действуют духовные управления мусульман, которые подчинены Центральному духовному управлению мусульман России и Европейских стран СНГ. Созданы религиозные общества и центры по возрождению дохристианских народных традиций. Активизировалась деятельность протестантских церквей (ЕХБ, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и др.). Усиливается влияние всевозможных христианских миссий. Начали распространяться и идеи восточных религий (буддизма, кришнаизма и др.). Идет невидимая борьба религиозных объединений за увеличение своей численности, вовлечение в свои ряды новых верующих.

Н. С. Попов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 263-270.