Ярлыкапов А.А. Верования лезгин

Версия для печатиВерсия для печати

Лезгины (257,3 тыс. чел. — 1989), а также родственные им агулы (17,7 тыс. чел.), рутульцы (19,5 тыс. чел.), табасаранцы (93,6 тыс. чел.) и цахуры (6,5 тыс. чел.) являются мусульманами-суннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. Лезгины с. Мискинджа — шииты-имамиты (см. Шиизм). До ислама среди лезгин, входивших в состав Кавказской Албании, в 4—5 веках распространялось христианство. Арабы в 7—8 века принесли в этот регион ислам, который утвердился к 10—11 векам. Столь ранняя исламизация способствовала глубокому укоренению новой религии в жизни лезгин. Идеи мюридизма здесь не нашли широкого отклика.

В советский период, несмотря на закрытие большинства мечетей (до этого кроме джума-мечетей действовали и квартальные), верующие продолжали собираться для молитв в частных домах, исполнять другие религ. обязанности. Сохранялись, хотя и в небольшом количестве, муллы и алимы. С начала 1990-х годов строятся новые мечети и школы-мектебы, растет число людей, получивших исламское образование. В соответствии со сложившимися традициями празднуются окончание поста — рамадан, праздник Жертвоприношения — Курбан-байрам и мавлид. В круг исламских праздников включен Навруз — весенний Новый год. В религиозной практике заметную роль играет почитание святых мест — пир (в основном это могилы мусульманских святых): шесты и деревья близ них обычно увешаны лоскутками жертвенной ткани. Широко известно святое место — гора Шалубуздаг. До недавнего времени сохранялись древние верования и обряды, связанные с сельскохозяйственной деятельностью: праздник первой борозды, вызывание дождя (пеша-пай) и т. п. Постепенно они выходят из активного употребления. Характерные черты местных демонологических персонажей перешли на принесенных исламом джиннов. Вера в возможность вредительства со стороны джиннов поддерживает потребность в амулетах, выписанных муллами. Похоронно-поминальная обрядность полностью исламизирована (см. также Дагестана народов верования).

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 202-203.

Этнос: