Якуты (СИЭ, 1976)

ЯКУТЫ (самоназвание - саха) - нация, коренное население Якутской АССР. Живут также отдельными группами в северных районах Красноярского края, в Магаданской, Сахалинской и Амурской области РСФСР. Общая численность 296 тысяч человек, в т. ч. в Якутской АССР - 286 тысяч человек (1970, перепись). Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркских языков. По культурно-бытовым особенностям якуты подразделяются на ряд локальных групп - амгиноленских, вилюйских, олекминских, верхоянских, северных. По данным археологии и этнографии, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами, вероятно из Прибайкалья, местных племен. В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов наблюдаются многие черты, сходные с культурой скотоводов Центральной Азии, хотя имеются и северные таежные элементы. Существует предположение, что последняя волна южных предков якутов проникла на среднюю Лену в 14-15 веках. Некоторые локальные группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами - выходцами из центральных районов. Включение якутов в состав Русского государства (20-30-е годы 17 века) ускорило их социально-экономическое и культурное развитие, способствовало сближению отдельных якутских племен (кангаласцев, борогонцев, бетюнцев, хоринцев и др.). В то же время якуты стали подвергаться жестокому ясачному гнету и притеснениям со стороны царских служилых людей, чиновников и купцов. В 17-19 веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей). Со 2-й половины 19 века значительная часть якутов стала заниматься земледелием. Охота и рыболовство играли подсобную роль. Из ремесел некоторое развитие имело кузнечество. Основным типом жилища якутов был четырехугольный балаган (юрта) из стоячих бревен с плоской крышей. Под одной крышей с ним находился и хлев для скота. Летним жилищем до середины 19 века служила ураса - конусообразное разборное строение, крытое берестой. Одежду якуты шили из шкур и меха. Во 2-й половине 18 века большая часть якутов была обращена в христианство, однако длительное время сохранялись и шаманские верования.

После Октябрьской социалистической революции в жизни якутов произошли глубокие социально-экономические и культурные изменения. Ушли в прошлое архаические черты материальной культуры. Большинство якутов занято в сельском хозяйстве. В центральных районах республики развито хлебопашество, скотоводство, огородничество, пушное хозяйство, в северных районах - оленеводство, рыболовство, охота. Многие якуты работают в различных отраслях промышленности (рабочие и инженерно-технический персонал). Возникли благоустроенные колхозные и совхозные поселки. Развиваются национальная литература, изобразительное искусство, музыка, традиционные ремесла, возник якутский национальный театр. Выросла якутская интеллигенция. В ходе социалистического строительства якуты сложились в социалистическую нацию. (Об истории, хозяйстве и культуре якутов см. также в ст. Якутская АССР.)

И. С. Гурвич. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Литература:

Токарев С. A., Очерк истории якутского народа, М., 1940; История Якутской АССР, т. 1-3, М. - Л., 1955-63; Народы Сибири, М. - Л., 1956 (библ.); Серошевский В., Якуты, т. 1, СПБ, 1896.

Этнос: