Агилар-Морено М. Ацтеки

Ацтеки, именовавшие себя мешика, получили своё название от полумифического места Астлан («Страна белых цапель» или «Страна белого цвета»), легендарный остров на неком озере в западной или северо-западной части Мексики. На протяжении столетий, в том числе среди ацтеков и между современными учёными, не утихают дискуссии о том, где он находился. Назывались озёра в штатах Мичоакан, Халиско, Гуанахуато и Наяриг. Археолог Игнасио Берналь описывает прародинуацтеков как «чередудовольно цветущих долин, окружённых большими участками расположенной по соседству пустыни» (1980 г.: место издания не указано). В начале XII века начинается переселение ацтеков, группы индейцев, говорящих на языке науатль, из Астлана в Центральную Мексику с остановкой по пути в Чикомостоке (ацт. Семь пещер). Здесь происходит объединение семи ацтекских племён. В какой-то момент к ним присоединяется вторая группа, мешики. В этом смысле понятие «ацтеки» включает в себя все этнические группы, переселившиеся из Астлана в Мексиканскую долину; миштеки же — это то племя, которое основало Теночтитлан. Однако термин «ацтеки» получил широкое распространение после выхода в свет в 1843 году работы историка Уильяма Прескотта История завоевания Мексики, где автор называет так все группы населения, говорящего в данном регионе на языке науатль. С тех пор учёные и простая публика неверно употребляют термины «мешики» и «ацтеки» как синонимы.

Уицилопочтли, бог войны, согласно легенде, дал мешикам их название. Хотя и неясного происхождения, это наименование, возможно, происходит от Мешитли, тайного имени Уицилопочтли. Также ацтеками называли членов Тройственной лиги, мешика и их союзников из Тескоко и Тлакопана. Объединившись, эти три группы превратились в доминирующую в Центральной Месоамерике политическую и военную силу, и их союз распался лишь после прихода испанцев. Поскольку в культурах по всему миру встречаются одинаковые рассказы о происхождении, их обычно не принимают за чистую монету, а видят их назначение в подтверждении права данного знатного рода на правление. Однако в случае с ацтеками, как утверждают, их рассказы о переселении носят исторический, а не мифологический характер. Археолог Майкл Смит приводит в пользу этого два довода. Во-первых, эти рассказы представлены в историческом контексте, а не как часть ацтекской мифологии. Во-вторых, язык науатль не центральномексиканского происхождения; его принесли сюда с севера за несколько столетий до контакта с испанцами. Это свидетельствует о том, что с севера действительно шло переселение.

Когда где-то в начале XIV века мешики прибыли в Мексиканскую долину, эту область занимали различные группы, и мешики, которым никто тут не был рад, передвигались с одного места на другое, пока им не разрешили обосноваться в Кулуакане, где они, оказавшись на положении крепостных, трудились на землевладельцев. Когда юная кулуаканская принцесса была в 1313 году сначала выдана замуж за вождя племени мешиков, а затем принесена в жертву в надежде на то, что она станет богиней войны, колуа прогнали мешиков. И последние отправились в странствия по Мексиканской долине и странствовали по ней, пока не добрались до островов на топком западном берегу озера Луны, где могли создать второй Астлан. Они разбились на две группы: одна группа поселилась в Теночтитлане, получившем своё название по имени вождя Теноча (в языке науатль данное наименование происходит от тетль, означающего «камень», ночтли, означающего «кактус», и суффикса тлан, указывающего на местность); другая — обосновалась в Тлателолько, севернее Теночтитлана. Мешиков стали впоследствии называть теночками, т.е. жителями Теночтитлана. После того как озеро осушили, острова перестали быть островами, но два разных правительства сохранились. В 1367 году мешиков стал нанимать на военную службу Тесосомок, правитель тепанеков Аскапотсалько, тоже расположенного на озере. Под их объединёнными усилиями пали города в Мексиканской долине. В 1375 году, когда к власти приходит Амакапичтли, первый правитель-мешик, начинается эра доминирования мешиков. Происхождение и переселение ацтеков будет подробнее рассмотрено во второй главе.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 42-43.

Страны: