ПУШТУНЫ 1) Этническое название афганцев, живущих за пределами Афганистана, главным образом в Западном Пакистане (прежнее название - патаны). Населяют прилегающую к Афганистану территорию - от Читрала до Северного Белуджистана. Общая численность пуштунов в области их основного расселения (Пакистан) около 7,4 млн. человек (1963). Значительные колонии пуштунов имеются в крупных торгово-промышленных центрах Пакистана. Большинство пуштунов говорит на диалектах восточного пушту, меньшая часть - на диалектах западного пушту; на основе халило-момандского диалекта возникла литературная форма восточного пушту (с центром в Пешаваре). По религии пуштуны - в основном мусульмане-сунниты, незначительное количество исповедует шиизм. У пуштунов сохранилось деление на племена и хели (подразделения мельче племени вплоть до рода). Важнейшие племена: в районе Хайберского прохода живут афридии, моманды, оракзаи (свыше 250 тысяч человек); севернее Пешавара расселилась крупнейшая группа племен - юсуфзаи, составляющие также основное население княжества Сват; к Югу и Западу от Пешавара живут бангаши (80 тысяч человек), хаттаки (около 300 тысяч человек), а далее - вазиры (около 400-500 тысяч человек); в Северном Белуджистане живут какары (около 300 тысяч человек). Некоторые племена разделены государственной границей на две части; например, в Афганистане и Пакистане живут моманды, шинвари, какары, вазиры.
Основное занятия пуштунов - земледелие и отгонное животноводство, имеется некоторое количество кочевников. В отдельных районах (например, в Баджауре) сохранился обычай веш (периодический передел земли). Промышленность и торговля развиты слабо. Среди пуштунов имеется значительная группа сельскохозяйственного пролетариата. Дела племени (или хеля) решаются джиргой (советом взрослых мужчин) по обычному (адатному) праву. В административных округах господствует общепакистанское законодательство, наряду с нормами шариата. Положение женщины неравноправное. Духовенство и племенная верхушка (ханы, малики) имеют значительную власть. Племена, живущие за пределами административных округов, в пограничных районах, контролируются пятью агентами (представителями) центрального пакистанского правительства. В административных округах развиваются капиталистические отношения. Феодальные отношения развиты в княжестве Сват и ханстве Дир (оба входят в состав Пакистана). У пуштунов богатый фольклор, разнообразны пляски и песни. Развивается литература на пушту, появились первые романы.
История пуштунов до 20 века неразрывно связана с историей афганцев (см. также Афганистан). В 16-17 веках многие племена пуштунов принимали активное участие в движении Рошани. В середине 19 века пуштуны оказали упорное сопротивление колониальным захватам Англии, особенно в связи с установлением Дюранда линии, являющейся современной границей между Пакистаном и Афганистаном. После 1-й мировой войны 1914-1918 годов антиимпериалистическую борьбу возглавили краснорубашечники под руководством Абдул Гаффар-хана. Антиимпериалистическое движение пуштунов было неразрывно связано с национально-освободительной борьбой народов колониальной Индии. В 1947 году при разделе Индии пуштунские районы были включены в состав Пакистана (в начале в СЗПП, а с 1955 года в провинции Западный Пакистана - округа Пешаварский и Дера-Исмаил-хан).
2) Самоназвание афганцев.
M. Г. Асланов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Литература:
Народы Южной Азии, М., 1963, с. 731-53; Ганковский Ю. В., Народы Пакистана, М., 1964; Гордон Л. Р., Аграрные отношения в Сев.-зап. погран. провинции Индии, М., 1953; Wolski К., Powindan-patanscy koczownicy Afganistanu i Pakistanu, в сб.: Etnografia polska, t. 7, 1963, s. 363-96; Tribal areas of West Pakistan, (Karachi), 1963; Caroe О., The Pathans, L., 1958.