Ацтеки, самоназвание — теночки, астеки, науа, масеуалли (древнейшее самоназвание — "охотники на оленей"), мешика, индейский народ в Мексике. Численность 1107 тысяч человек. Говорят на ацтекском, или науатль, языке ацтекской группы юто-ацтекской семьи. Диалекты классический, восточный, южный, западный. Около 2/3 ацтеков говорят также по-испански. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — католики.
Своей мифической прародиной считали Астлан ("место цапель" — отсюда самоназвание). Появились в долине Мехико (Анауак — "водная страна") в XII веке в числе других кочевых племён науа (кулуа, аколхуа, тепанеки, чалки, шочимилки, теочичимеки, тласкалтеки), названных оседлыми народами долины Анауак чичимеками ("варварами"). Эти племена несколькими волнами завоевали долину и ассимилировали её население (наследники культуры Теотиуакана — государства науа 1-го тысячелетия нашей эры), восприняв его культуру. Завоеватели стали возводить свою генеалогию к подчинённым им тольтекам — науаязычным создателям государства со столицей в Толлане (VIII—IX века) и древним народам штатов Веракрус и Табаско — ольмкам и др. Восприняли также культуру миштека-пуэбла, созданную в XII веке науаязычными оседлыми народами и миштеками на территории современного штата Пуэбла и Оахака.
Около 1325 ацтеки основали Теночтитлан (современный Мехико) на острове озера Тескоко. В 1427 ацтеки подчинили долину Анауак, затем всю центральную и часть западной и южной Мексики. К середине XV века у ацтеков сложилось государство. Были развиты ирригационное и чинамповое земледелие на искусственных островках и осушенных участках болот (маис, бобовые, тыква, хлопок, агава, табак, огородные и садовые культуры), торговля (в том числе рабами), ремёсла (в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, полихромной и резной керамики, плащей и головных уборов знати из птичьих перьев, ковка меди и золота, ювелирное дело) и искусства (архитектура, монументальная живопись, скульптура, мозаика и др.). Теночтитлан был соединён с берегом дамбами, имел укрепления, акведуки, регулярную планировку: делился на 4 квартала, символически связанных со сторонами света, и 20 малых кварталов (кальпулли), соответственно делению племени на фратрии и роды. Из глав кварталов — военачальников выбирался верховный правитель, с XV века — наследственный. Существовали военные ритуальные общества Орла, Оцелота и Стрелы, восходящие к мужским союзам. Были развиты мифология, календарная обрядность, культ богов войны и плодородия с человеческими жертвоприношениями, самоистязаниями, танцами, ритуальная игра в мяч и др., пиктографическая письменность. В 1519—21 государство ацтеков было завоёвано испанцами. Ацтеки подверглись значительной аккультурации под воздействием мексиканцев, в основном утратили древнюю культуру.
Традиционная культура типична для индейцев центральной Америки (см. в статье Индейцы), наиболее сохранилась у субэтнической группы тлауика в штате Морелос. Земледелие ручное и пашенное, подсечно-огневое, чинамповое (на озёрах в долине Мехико), ирригационное (на мильпах — расчищенных от леса горных участках, в долинах рек). Выращивают кукурузу, агаву, фасоль, тыкву, перец-чиле, картофель, ячмень, пшеницу, табак, хлопок, люцерну, маниок, садовые и огородные культуры, на плантациях — кофе, сахарный тростник, рис, какао. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, ослов, мулов, свиней, птицу. Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в Пуэбле), среди мужчин в посёлках — на станках европейского типа, керамическое производство (полихромная керамика, мелкая пластика — штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, шляпы, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Распространена работа по найму.
Жилище однокамерное, прямоугольное, со стенами из адобов, тростника или камней, плоской крышей из адобов или двускатной из соломы, листьев агавы или пальмы. Характерна паровая баня — темаскаль, прямоугольная с плоской крышей или круглая с полусферической, высокие решётчатые амбары, высокие круглые в плане зернохранилища из адобов с конической крышей.
Основная пища — тортильи, варёная фасоль с перцем-чиле, жидкая каша из маисовой муки. Зёрна растирают на каменной тёрке-метатле. Из сока агавы изготовляют слабоалкогольный напиток пульке, из сахарного тростника — водку.
Мужская одежда в основном общемексиканского типа, сохраняются плащи-серапе, тканые пояса. Женщины носят белые и узорные уипили, шали-кечкемитли, прямоугольные накидки (ребосо) (в которых также носят за спиной детей), узорные пояса (фаха), длинные запашные юбки (чинкуете).
Традиционная семья малая или расширенная (до 4 поколений), патри- или неолокальная. Счёт родства патрилинейный. Развита система компадрасго. Сохраняется деление поселений на 4 квартала (иногда экзогамных). Община возглавляется выборным советом, в городах — во главе с представителем муниципальных властей.
Развита система ритуальных обществ-кофрадий, отправляющих культы святых патронов с театрализованными представлениями в масках, танцами, боями быков. Сохраняются древняя календарная обрядность (танец орлов-Воладор, танец Кецаля), доиспанские музыкальные инструменты (флейты, барабаны, трещотки и др.), фольклор (мифы, легенды, песни, сказки), вера в духов, нагуализм (вера в зооморфного двойника человека), культ предков, богов дождя, гор, пещер и колодцев, колдовство, знахарство и гадания с применением грибов-галлюциногенов.
А. А. Бородатова
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 67-68.