ТИБЕТЦЫ (самоназвание - пёба) - коренное население Тибета. Общая численность около 4,2 млн. чел. (1970). Почти все тибетцы живут в КНР (Тибетский автономный район, провинции Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань); небольшие группы тибетцев есть в Индии, Непале, Бутане, Сиккиме. В состав тибетцев, по традиции, включают также народы сифань, цзяжун (гярун), лоба. По некоторым признакам с тибетцами сближаются дулун, ну. Тибетцы близки с цян и пуми. Широко употребляются областные названия тибетцев: цинхайские тибетцы называют себя амдова (в литературре известны под монгольским наименованием "тангуты"), сычуанские - камба, Юго-Западного Тибета - цзанба, Западного - нгариба и т. д. Тибетцы говорят на различных диалектах тибетского языка, относящегося к тибето-бирманской группе китайско-тибетской семьи языков. С 1-й половины 7 века н. э. тибетцы имеют письменность. Издавна существует и книгопечатание (ксилография). Антропологически среди тибетцев выделяют восточно-тибетский тип восточно-азиатской группы и таи-малайский тип южных монголоидов. Предками тибетцев были племена жун и цян (известны с конца 2-го тысячелетия до н. э.), причем цяны составили основной пласт в этногенезе тибетцев, ассимилировав в разные периоды группы китайцев, тюрков, саков и т. д.
По типам занятий среди тибетцев выделяются: горные оседлые земледельцы (больше половины всех тибетцев), полуоседлые земледельцы-скотоводы и кочевники-скотоводы (около 1/5 тибетцев). Основные сельскохозяйственные культуры: голозёрный горный ячмень цинкэ (на высоте 4600 м), пшеница (на высоте до 3900 м), овес, просо; на Юго-Востоке - рис, персики, яблоки. Основные домашние животные: яки и помесь яка и коровы - цзо, лошади, овцы, козы, свиньи. У ряда групп тибетцев большое значение имеет охота. У тибетцев весьма развиты различные ремесла (гончарство, ткачество, плетение, металлообработка и др.). До 20 века у тибетцев не было промышленного производства. В 20 веке стали появляться мелкие промышленные предприятия. Оседлые земледельцы Центрального Тибета живут преимущественно в башнеобразных каменных домах (нижний этаж для скота, верхний - жилой), на Востоке - в глинобитных, на Северо-Востоке - в срубных; кочевники - в шерстяных палатках.
Традиционная мужская и женская одежда большинства тибетцев - чуба, длинный халат с высоким воротником и длинными рукавами, летом его шьют из ткани, зимой из овчины.
Тибетское общество до начала 60-х годов 20 века делилось на два основных класса - феодалов-крепостников (местное правительство, монастыри, аристократические фамилии), составлявших около 5% населения, и крестьян-крепостных (свыше 95%). У скотоводов классовая дифференциация была менее выраженной. В семейном быту тибетцы еще встречались полиандрия и полигиния. После 1959 года в Тибете была уничтожена феодальная собственность на землю.
Основная религия тибетцев - ламаизм. Его влияние было исключительно сильным и распространялось на богатую светскую тибетскую литературу и драматическое искуство. Ламаизм способствовал известному культурному сближению тибетцев, поддержанию их этнического единства. В Тибете сохранилась также древняя шаманистская религия бон. См. также ст. Тибет.
A. M. Решетов. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Народы Вост. Азии, М.-Л., 1965 (библ. на с. 971); Кюнер Н. В., Описание Тибета, ч. 1-2, Владивосток, 1907-08; Решетов А. М., Новые антропологич. мат-лы из Тибета, "Вопросы антропологии", 1964, в. 18; Richardson Н. Е., Tibet and its history, L., 1962.