НИВХИ (прежнее назв. - гиляки) - народность, живущая в бассейне нижнего течения реки Амур (Хабаровский край РСФСР) и на острове Сахалин. Численность - 3,7 тысяч человек (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении нивхов существуют различные точки зрения. По всей вероятности, нивхи являются прямыми потомками древнейшего неолитического населения бассейна Амура и побережья Охотского моря. До Октябрьской революции основу хозяйственной деятельности нивхов составляли: рыболовство, морской зверобойный промысел, охота.
НЕГИДАЛЬЦЫ (самоназв. - элькан бэйэнин) - малочисленная этнографическая группа, живущая по рекам Амгуни и Амуру (Хабаровский край РСФСР). Язык относится к северо-тунгусской подгруппе тунгусских языков, очень близок к эвенкийскому. По происхождению негидальцы - эвенки, которые, расселившись в низовьях реки Амгуни и на Амуре, смешались с нивхами, нанайцами и ульчами. До Октябрьской революции официально считались православными, но господствовали анимистические представления, сохранялся шаманизм. Занимались охотой, рыболовством. Негидальцы объединены в колхозах с многоотраслевым хозяйством.
НАНАЙЦЫ (самоназв. - нанай, старое название - гольды) - народность, населяющая главным образом берега нижнего течения реки Амур (Хабаровский край РСФСР) и правые притоки реки Уссури (Приморский край РСФСР). Небольшая часть (1 тысяча человек) нанайцев живет в КНР между реками Сунгари и Уссури. Численность в СССР - 8 тысяч человек (1959). Нанайский язык относится к тунгусской группе алтайской семьи языков. До начала 20 века, несмотря на распространение православия, в верованиях главное значение имел шаманизм.
Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства. Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек...
Ульчи проживают в Хабаровском крае на Нижнем Амуре. По данным 1989 года, их насчитывается 3233 чел. Занимаются рыболовством и охотой. По религиозным воззрениям ульчи — анимисты и шаманисты (см. Шаманизм). Традиционны для них верования в духов, населяющих все сферы мира — небеса, всю землю: горы, тайгу, реки, озера, а также подземные миры, из которых выделяется один — були — загробный мир. От Боа эдени — главного духа, хозяина неба — зависела жизнь, промысловые удачи людей; перед зимним пушным промыслом молились ему и др.
Удэгейцы живут в основном в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Численность их в Российской Федерации составляет 1902 чел. Основой религ. мировоззрения удэгейцев был анимизм. Они верили, что все окружающее их имеет душу — растения, животные, птицы. У удэгейцев был развит культ хозяев тайги, гор, воды, рыбы. Считалось, что у зверей есть своя мифологическая покровительница — Тагу Мама, выступающая в образе женщины, живущей там, где восходит солнце.
Орочи живут на юге Дальнего Востока, в Хабаровском крае, по рекам, впадающим в Татарский пролив, в Амур. Занимаются рыболовством и охотой. Численность в 1989 — 915 человек. По традиционным религиозным верованиям относятся к анимистам: верили в населенность мира духами. Преобладали так называемые промысловые культы: моления и принесение жертв каждым промысловиком перед охотой и рыболовством духам и духам — хозяевам неба (буа), тайги, гор, каждой местности, рек и моря (тэму эдени), земли, огня, а также некоторым животным. Особенно яркими были у них культы тигра и медведя — хозяина тайги.
Нанайцы проживают в Хабаровском и Приморском краях, а также на Сахалине. В 1989 году их насчитывалось 12023 чел. Занимаются охотой и рыболовством. Традиционная религия — анимизм, шаманизм. Духи, в их представлениях, населяли все сферы неба, земли (тайгу, горы, реки, ручьи), подземные миры. Всеми природными ресурсами распоряжались духи-хозяева. Чтобы получить речные и таежные богатства, нанайцы молились в первую очередь главкому божеству — боа эдени (или боа эндури), к-рому приносили кровавую жертву перед началом пушного промысла, при этом упоминали и др. небесных духов-хозяев, в т. ч.
Традиционные места расселения нивхов — Хабаровский край (Николаевский, Ульчский районы) и остров Сахалин. Численность их в РФ составляет 4361 человек. Религиозные представления и культы нивхов были связаны с тайгой, ее животным и растительным миром, водной стихией, отношением человека к природе в целом. По традиционным воззрениям нивхов, вселенная состоит из нескольких миров — мира земных людей — миф, подводного мира — тол, небесного мира — тлы и подземного мира — млы. В каждом мире имелось божество — таяпан, которое являлось создателем существ своего мира.
Эвенки, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. человек). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. человек), Эвенкии (3,48 тыс. человек), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. человек), Иркутской области (1,37 тыс. человек), Читинской области (1,27 тыс. человек), Бурятии (1,68 тыс. человек), Амурской области (1,62 тыс. человек), Хабаровском крае (3,7 тыс.