Абхазия

Абхазская государственность в новое время образована как Абхазская ССР в марте 1921, с декабря 1921 в составе Грузинской ССР (с 1931 — на правах АССР). Столица — Сухуми. В VI—IV вв. до н.э. территория современной Абхазии входила в состав Колхидского царства. В I в. н.э. существовали княжества абазгов, апсидов и др. В VIII в. сложилось Абхазское царство; во второй половине XIII в. завоёвано монголо-татарами, с XVI в. в зависимости от Турции. В 1810 территория Абхазии вошла в состав России. С декабря 1990 носила название Абхазская Автономная Республика, с июля 1992 — Республика Абхазия. В 1992 возник конфликт между Абхазией и центральным руководством Грузии по вопросу о статусе Абхазии, переросший в полномасштабные боевые действия.

Справочная статья с сайта rubricon.ru

Подробнее материалы по истории Абхазии читайте на портале ХРОНОС - Абхазия (историческая справка).

Шанава А.Б. Убыхи и садзы

После принятия Абхазией подданства Российской Империи, племена Убыхов и  Садзов( Садзан)  оставались в орбите турецкого влияния. В часности Садзы всеми своими действиями поддерживали протурецко настроенные круги абхазской знати, возглавляемые Асланбеем  Чачба, братом владетельного князя Абхазии Георгия Чачба, пожалованного императором  Александром I  12 февраля 1810 года. Садзы неоднократно  оказывались в отрядах Асланбея, который вел непримиримую войну со своим братом, а после смерти Георгия и со своими  племянниками ,князьями Дмитрием и Михаилом.

Абазги (ЛГ.Э, 2013)

АБАЗГИ — древнее племя, которое жило в Абазгии (регион на территории современной Абхазии, на берегу Черного моря). Этноним упоминается в работе Гумилёва «Древние Тюрки» в связи с историческим событием — войной императора Ираклия за христианскую религию, ибо персы осквернили святыни Иерусалима. Гумилёв пишет: «Весной 624 года три персидские армии окружили Ираклия, но он пробился и отступил «в страны непроходимые, по дорогам трудным и шероховатым» на равнину Нахичевана.

Смирнова Я.С. Абхазы

АБХАЗЫ (самоназвание - апсуа) - нация, коренное население Абхазской АССР. Часть абхазов проживает в Аджарской АССР, а также в Турции. Численность абхазов в СССР - 65 тысяч человек (1959). Предки абхазов, упоминаемые в ассирийских источниках 11 века до н. э. под именем абешла, а у античных авторов 1-2 веков под именем абазгов и апсилов, принадлежат к числу древнейших обитателей Черноморского побережья Кавказа. Процесс формирования абхазской народности, сложившейся в основном к 8 веку, прослеживается вплоть до 18 века.

Ярлыкапов А.А. Верования народов Северного Кавказа

Северный Кавказ — регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы Дагестана (в т. ч. тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Калмыки являются буддистами-ламаистами (см. Буддизм в России), часть — православные. Православия придерживается русское, в т. ч. казачье (см. Казаки в России), население, значительная часть осетин, моздокские кабардинцы.

Ярлыкапов А.А. Религиозные верования абазин

Абазины (33 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. К предкам абазин из Византии и Грузии проникло христианство, которое у них, как и у других северокавказских народов, сочеталось с древними верованиями. Переселившись из Абхазии на Северный Кавказ, абазины столкнулись с мусульманами, в первую очередь ногайцами, от которых постепенно (в течение 17—18 веков) переняли ислам.

Абхазы. Семья: структура и внутренняя организация

Исторические данные - литературные, историко-статистические, а также добытые методом этнографических реконструкций, свидетельствуют, что еще сравнительно недавно у абхазов наиболее распространенной формой организации семейно-родственных коллективов была большесемейная. При низком уровне производительных сил существование большого семейного коллектива было реальной необходимостью, ибо экстенсивно-отгонная форма скотоводства, являвшегося в то время в горной Абхазии ведущей отраслью сельского хозяйства, требовала значительного количества рабочих рук.

Акаба Л. Традиционные религиозные представления [абхазов]

Традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа. Он творец природы и людей (часто к его имени присоединяется эпитет "нас породивший"), повелитель и вседержатель мироздания. Обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п. Анцэа пребывает в небе (часто наделяется эпитетом "вверху находящийся"). Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается, - сверкает молния. Гром и молния - его карающая сила. С одной стороны, существует представление об Анцэа как о божестве, лишенном каких-либо конкретных внешних черт; с другой, стороны, его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем...

Филатов К.А. Лазы

Лазы — древнее племя, родственное грузинам, занимавшее плодородную и богатую долину р. Фасис (совр. Риони), носившую название Мухириси. Древние греки называли эту страну Колхидой. В районе Мухириси было расположено большинство внутренних лазских городов — Родополис, Кутаиси, Вашнари, Апсар и др. С Мухириси был связан также Фасис (совр. Поти), значительный торговый город на Черном море, у устья р. Риони. В IV в. владетельный князь лазов подчинил себе абазгов, апсилов и другие более мелкие племена, а к концу IV в. и сванов. Так возникло новое царство, которое римляне называли Лазикой.

Абазги (абасги, авасги).

Абазги (абасги, авасги) — древний народ, предки современных абхазов. С поздней античности народ абазгов делился на три группы: собственно абазги, занимавшие земли от р. Псоу до р. Бзыбь, саниты, жившие от р. Бзыбь на юг до Диоскуриады, и апсилы, размещавшиеся у устья Кодори. В византийских письменных источниках об абазгах впервые упомянул в 423 г. церковный писатель V в., епископ Феодорит Киррский.

Бигуаа В.А. Апсуара и Адыгагъэ. Этнологический аспект. Литературные реминисценции.

Леварс Бутба. Мифы и легенды. Центральная часть триптиха.

Страницы

Подписка на RSS - Абхазия