Шеломова Татьяна. Селькупы.

Версия для печатиВерсия для печати

Автоэтноним (самоназвание)

солькуп: Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов - с о л ь к у п — "таежный человек".

Основная территория расселения

Томская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д., Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д.

Численность

Численность: 1897 - 5805, 1926 - 1630 (по этой переписи большая часть селькупов была учтена вместе о хантами), 1959 - 3768, 1970 - 4282, 1979 - 3565, 1989 - 3612.

Этнические и этнографические группы

Предположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы - южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую.

Антропологические характеристики

В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе.

Язык

селькупский: Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению.

Писменность

В конце XIX в. Н.Г.Григоровским была предпринята неудачная попытка по созданию селькупской письменности. В начале 30-х годов ХХ в. на основе латинской графики Г.Н. и Е.Д.Прокофьевы разработали селькупский алфавит. С 1937 г. переведен на русскую графическую основу.

Религия

Православие: Православные.

Этногенез и этническая история

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа.
В настоящее время нарымская группа сильно русифицирована, северная, даже в условиях достаточно интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях р.Таз до 3/4 браков заключенных селькупами, межнациональные), сохраняет свою этническую самобытность. Так, в этом районе, селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения.

Хозяйство

Деление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду /типа малицы/, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения

Традиционные поселения и жилища

Поселением селькупов-оленеводов является стойбище, состоящее из переносных жилищ — чумов.Таежные селькупы живут в постоянных поселениях состоящих из стационарных домов.
Основным жилищем оленеводов был переносной чум, конструктивно соответствующий самодийскому типу. Две основные жерди соединены веревочной петлей. Весь каркас состоит из 30-50 шестов. Зимний чум покрывается нюками — покрышками из оленьих шкур, летний — полотнищами бересты.
В центре чума располагается костер-очаг. Пол в летем чуме чаще землянной, в зимнем, делается из досок. Постелью служили оленьи шкуры, которые располагались на веточных и травяных циновках.
В стациоарных поселениях зимним жилищем были полуземлянки различной конструкции — карамо — двухкамерная, углубленная в землю постройка, стены которой имеют каркасно-столбовую конструкцию. Бревенчатая крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпалась землей. Отапительным сооружением служил очаг или чувал, основу которого составлял остов из жердей, обмазанных глиной.
У селькупов были также распространены полуземлянки усеченно-пирамидальной формы, похожие на хантыйские, каркасные наземные жилища с вертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоской, либо двускатной крышей.
Спалные места в землянках и полуземлянках располагались на нарах.
В последствие у селькупов широкое распространение получили русские срубные избы.

Библиография и источники

Общие работы

  • Селькупы ХVII века (очерки социалъно-экономическокой истории). Новосибирск, I98I;/Пелих Г.И.

Отдельные аспекты

  • Происхождение селькупов. Томск, I972./Пелих Г.И.
  • Cелькупское оленеводство // СЭ. 1975. № 3./Гемуев И.Н.,Пелих Г.И.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education