Исследования

Абхазы. Семья: структура и внутренняя организация

Исторические данные - литературные, историко-статистические, а также добытые методом этнографических реконструкций, свидетельствуют, что еще сравнительно недавно у абхазов наиболее распространенной формой организации семейно-родственных коллективов была большесемейная. При низком уровне производительных сил существование большого семейного коллектива было реальной необходимостью, ибо экстенсивно-отгонная форма скотоводства, являвшегося в то время в горной Абхазии ведущей отраслью сельского хозяйства, требовала значительного количества рабочих рук.

Гунзибцы (историко-этнографический очерк).

Гунзибцы (самоназвание - гьунзалъ), или хунзалис, энзеби, унзо - малочисленный народ в Дагестане. В значительной степени они ассоциированы с аварцами. Оценочно их насчитывается около 800 человек в Цунтинском р-не и около 750 человек в Кизилюртовском р-не Дагестана. 300-350 гунзибцев издавна живут в Грузии. В нынешнем Цунтинском р-не, на своей этнической территории, гунзибцы занимают селения Нахада, Гарбутль, Гъело, Родор и Тодор. Это высокогорье Западного Дагестана, с хребтами и вершинами до 3000 м, включая высочайшее звено Большого Кавказского хребта - Богосский хребет.

Гинухцы (историко-этнографический очерк).

Гинухцы - один из малых народов Дагестана, исторически в значительной степени ассоциированный с аварцами (самоназвание — гъинози, гъенозе. Аварцы называют их гъёнукъал, бежтинцы - гьенокъас, гъенокъалас, грузины - инохъели. В большинстве своем народы Дагестана и Кавказа гинухцев от аварцев не отличают (некоторые относили их в прошлом к дидойцам). Живут гинухцы в Северо-Западном Дагестане, в нескольких километрах от северо-западной границы Грузии (Кахетия, Тушегия), у северных подножий Большого Кавказского хребта, на склоне горы Охтльо, в сел. Гинух (местн. - Гъино) Цунтинского р-на.

Чамалалы (историко-этнографический очерк).

Чамалалы (самоназвание нама ига - "сухая курага") - народность андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы народностей Дагестана. В 60-е годы XIX в. у них было 8 селений и 9 отселков, 715 дворов, 2658 человек населения. В 20-е годы XX столетия число населенных пунктов достигло 34 с населением 4028 человек (Комаров, 1869. С. 43-44; Всесоюзная перепись... 1928. С. 343). В наши дни чамалалы компактно проживают в 29 селениях и хуторах Республики Дагестан (Цумадинский р-н), составляя 1851 хозяйство с населением 7207 человек - 45% населения района, 0,44% - Дагестана (селения Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль и др.). Часть чамалалов (343 хозяйства, 2075 человек) проживает в восьми селениях Шатойского р-на Чеченской Республики (Кенхи, Хилиди, Агабехи, Школхе и др.).

Тиндинцы (историко-этнографический очерк).

Тиндинцы (тиндалы, богосцы) - коренное население северо-западной части Центрального Дагестана. Самоназвание их - "идери". Они относятся к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы народов Дагестана. Соседние народы - хваршины, багулалы, чамалалы, аварцы близлежащих селений - называют жителей сел. Тинди "иди", "идари"; жители остальных тиндинских селений - Акнада, Ангида, Тисси, Тисси-Ахитли, Эчеда - соседям известны по названиям селений. На севере тиндинцы граничат с багулалами, на северо-западе - с чамалалами, на юге - с хваршинами, на западе - с аварцами...

Каратинцы (историко-этнографический очерк).

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию с аварцами. Самоназвание - кIкIрди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев кIкIаралал, другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают (Лугуев, Магомедов, 1991. С. 3, 5). Живут они в центральной части Западного Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками р. Андийское Койсу, по отрогам северо-западной оконечности Богосского хребта, на высотах до 1800 м над уровнем моря. Расселены каратинцы компактно в нынешнем Ахвахском р-не (селения Карата, Анчих, Арчо, Думали, Рачабулда, Маштада, Верхний Инхело, Рацитль, а также смешанно с аварцами в сел. Тукита) и в Ботлихском р-не (сел. Нижний Инхело). В советский период часть их поселилась на кумыкской равнине в селениях Сиух, Кирпич-Кутан, Тукита, Камыш-Кутан Хасавюртинского р-на и в сел. Казиюрт Бабаюртовского р-на. В пределах этнической территории на севере и северо-западе каратинцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе - с хваршинами и аварцами, на юге - с ахвахцами. Общая численность, по оценке 1991 г., около 7,5 тыс. человек...

Князья и дворянство [ответственность евреев за упадок других народов].

С другой стороны, известно и следует учитывать, что если евреи несут ответственность за ужасное историческое развитие, за упадок многих мужественных, полных энергии народов, то еще большая ответственность лежит на тех европейцах, которые из самых низких побуждений постоянно поддерживали, защищали и развивали разлагающую деятельность евреев, и это в первую очередь князья и дворянство, начиная от первого столетия нашего летоисчисления до сегодняшнего дня.

Чемберлен Х.С. С высоты птичьего полета.

...В мою задачу не входит пересказывать историю евреев. Здесь, как и в других главах, переписывание вызывает у меня отвращение. Каждому известно, как и когда евреи вступили в западную историю: сначала через диаспору, затем путем рассеяния. Известна их изменчивая судьба в различных странах и в различные времена, даже если мы знаем многое, что совершенно неправда, и не знаем многого, что было бы необходимо. Но нет необходимости объяснять, что в христианские века евреи играли, если иногда ограниченную, но все же важную роль.

Дюринг Евгений. Еврей по крови и еврей по религии. Игра фальшивыми именами.

1. Иногда вещи уже одним своим именем открывают доступ весьма вредным недоразумениям. Естественное и правомочное содержание еврейского вопроса непроизвольно, а иногда и намеренно, затемняют, когда, злоупотребляя двояким значением выражения "еврей", пользуются им ради того, чтобы представить еврейский вопрос в ложном свете, а именно, как вопрос религиозный, т. е. как вопрос, имеющий отношение к еврейской религии, к мозаизму. Со времен христианского средневековья у нас укоренился обычай прежде всего думать о различии в религиозном отношении.

Страницы

Подписка на RSS - Исследования